Результаты исследования «Особенности качества жизни учителя во взаимосвязи с образовательным рейтингом школы» представила на XIX международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Высшей школой экономики, доцент кафедры педагогической психологии ИПО Резеда Хусаинова.
Исследование выполнялось под руководством профессора, заведующий кафедрой, педагогической психологии Л.Ф. Баяновой и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Резеда Мунировна пояснила, что при проведении исследования осуществлялся анализ взаимосвязи показателей качества жизни учителей с образовательным рейтингом школы.
– Согласно ВОЗ, качество жизни рассматривается как многомерная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды.
Ученые на основе данных статистики и информации, размещенной на официальных сайтах Республики Татарстан, выделили две группы образовательных организаций по критериям «максимальное» и «минимальное» выраженное значение по параметру «образовательный рейтинг школы».
— Описывая особенности поведения учителей в ситуациях профессиональных требований, мы выяснили, что учителям из школ с высоким образовательным рейтингом свойственна высокая готовность отдавать все силы выполнению профессиональных задач, удовлетворенность профессиональными достижениями, стремление к совершенству, при этом непримиримость с ситуацией неудачи и низкая способность к релаксации и отдыху после работы. Данные характеристики в дальнейшем могут привести к эмоциональному истощению и «профессиональному выгоранию».
Для учителей из школ с низким образовательным рейтингом также свойственна готовность к энергетическим затратам для выполнения профессиональных задач, но существенно высока склонность к отказу от преодоления трудностей в профессиональной деятельности. Учителя достоверно значимо менее удовлетворены своими профессиональными достижениями. В этой группе учителей системообразующим показателем является показатель «Способность сохранять дистанцию по отношению к работе». В длительной перспективе для данного типа учителей вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности коллег.
Анализируя взаимосвязи изучаемых показателей, ученые отметили, что для педагогов из группы с «максимальным» значением по параметру «образовательный рейтинг школы» зафиксировано наибольшее количество взаимосвязей со шкалами, характеризующими область поведения и переживания в профессиональной среде. Для педагогов из группы с «минимальным» значением по параметру «образовательный рейтинг школы» наибольшее количество взаимосвязей зафиксировано со шкалами, описывающими уровень своего физического и психологического самочувствия.